Геймер KoresHxD 13
Ветка тяжелых танков СССР.Как это было?Часть1 (трафик, многа букаф)
Ниже предоставлен обзор ветки тяжелых танков СССР.
Если не хочется читать историю создания танков и случаи боевого применения ,спойлер "Для любознательных" не открывайте.
Вся ветка не влезла в 1 пост, придется разбить на 2.
Легкий танк МС-1(Т-18)
Став первой серийной танковой базой в СССР, Т-18 использовался во многих ранних проектах специальных машин. Но, как из-за малых размеров базового танка, так и вследствие того, что уже к 1929 году он считался устаревшим, подавляющее большинство этих разработок не вышло за проектную стадию и даже те немногие, что всё же были воплощены в металле, на вооружение приняты не были. Наибольшее развитие из всех специальных машин на базе Т-18 получили телетанки. В 1927 году Центральной лабораторией проводной связи была разработана опытная аппаратура радиоуправления для танка. Установленная на Т-18 четырёхкомандная система управления «Мост-1» обеспечивала поворот танка, включение и выключение главного фрикциона (т. е. движение/остановку танка). Разработанная позднее усовершенствованная версия аппаратуры позволяла управлять одновременно движением трёх танков[30]. Испытания опытного образца телетанка, начавшиеся 23 марта 1930 года, вместе с аналогичными экспериментами годом ранее с использованием базы «Рено-Русского» показали принципиальную правильность идеи[31]. В 1933 году был изготовлен танк, оснащённый улучшенной шестнадцатикомандной аппаратурой управления и получивший в 1934 году обозначение ТТ-18. Новая аппаратура позволяла танку дополнительно менять скорость и направление движения, глушить и заводить двигатель, а также использовать находившееся на борту специальное оборудование — заряд ВВ и химические приборы. Максимальная дальность управления составляла 1500 метров, реальная — 500—1000 метров. По разным данным было изготовлено от пяти] до не менее чем семи ТТ-18[31], управление которыми осуществлялось с ради́йного танка на базе Т-26. Пять ТТ-18 в январе — феврале и октябре 1933 года прошли испытания, которые показали, что из-за малых массы и габаритов, телетанк был практически не способен двигаться по прямой, так как его постоянно уводило в сторону на неровностях местности. В связи с прекращением производства Т-18 дальнейшие работы в этом направлении были ориентированы на использование Т-26 в качестве базы. Разработка комплекса самоходно-артиллерийских установок (САУ) на шасси Т-18 была начата в декабре 1927 года Научно-исследовательским бюро АНИИ в рамках «Основных технических требований по системе вооружения». Список предполагавшихся к разработке вариантов включал САУ с 76,2-мм полковой пушкой для непосредственной поддержки пехоты, 45-мм пушкой на роль истребителя танков и две ЗСУ, с 7,62-мм пулемётной установкой и со спаренной 37-мм автоматической пушкой. Однако реально полностью проработан был только проект 76-мм САУ. Орудие монтировалось в полностью закрытой броневой рубке, размещавшейся над боевым отделением и нависавшей над лобовой частью танка, опираясь рамой на средний лобовой лист. Уже на проектной стадии стало очевидным, что добиться удовлетворительного размещения 76-мм орудия с расчётом на базе Т-18 без её капитальной переделки невозможно, поэтому, хотя 11 июня 1930 года было принято решение о постройке прототипа САУ до 10 октября того же года[31], позднее оно было отменено и дальнейшие разработки в этом направлении переведены на базу более крупного Т-19. В 1931—1932 годах прорабатывалась возможность использования Т-18 для перевозки 122-мм или 152-мм гаубицы. Однако на испытаниях танка, нагруженного балластом, равным весу 152-мм гаубицы, выяснилось, что он вовсе не может сдвинуться с места на мягком грунте, поэтому работы в этом направлении были также прекращены. Помимо этого, был разработан подвозчик боеприпасов — «танк снабжения» в тогдашней терминологии — предназначавшийся для снабжения в боевых условиях САУ на базе Т-18 и Т-19. Транспортёр не имел башни и надгусеничных ниш корпуса, топливные баки из которых были перенесены в боевое отделение. Вместо этого, на надгусеничных полках размещалось по контейнеру из 5—7-мм брони, внутри которых могли перевозиться до 50 76,2-мм выстрелов в 10 ящиках, 192 45-мм выстрела в 16 лотках или эквивалентное по массе количество коробок с 7,62-мм патронами. Проект получил одобрение, но построен даже в виде прототипа так и не был.
Легкий Танк Т-26
- Т-26 — линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
- Т-26РТ — командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
- Т-26А — артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
- СТ-26 — саперный танк (мостоукладчик);
- ОТ-130, 131, 132, 133, 134 - огнеметные танки с огнеметной установкой и 1 — 2 пулеметами ДТ;
- Т-26-1 — линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 -1938 гг., 2 пулемета ДТ.
Всего на базе танка Т-26 разработано 53 типа боевых машин различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Начиная с 1938 года, на танках устанавливали телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего за время производства промышленностью было выпущено 11218 танков Т-26.
В 1936 г. танк принял участие в боевых действиях в Испании. Советский Союз поставил 297 танков Т-26. Советские танки продемонстрировали с одной стороны, полное превосходство над немецкой и итальянской бронетехникой, находившейся на вооружении сторонников Франко, а с другой — слабость легкобронированных танков перед появившимся на поле сражения - скорострельной малокалиберной противотанковой артиллерией.
К началу боевых действий против Финляндии, то есть к 30 ноября 1939 г., в составе бронетанковых войск Ленинградского фронта насчитывалось 848 танков Т-26, причем представлена данная модель была практически всеми модификациями: начиная с двухбашенчых самого первого выпуска и заканчивая новыми машинами, поступившими прямо из заводских цехов. Танки применялись по прямому назначению - поддержки действий пехоты. Первые же бои еще раз напомнили об основной проблеме Т-26 - слабости бронезащиты.
С началом войны вся эта техника, даже считавшиеся безнадежно устаревшими двухбашенные танки, была брошена в бой. Потери в танках в первые недели воины оказались катастрофическими. На смену потерянным машинам срочно перебрасывались Т-26 из внутренних округов и с Дальнего Востока.
Несмотря на кажущуюся бесполезность машины, в умелых руках при грамотном применении танк наносил врагу чувствительный урон. Даже двухбашенные Т-26, которые, судя по имеющимся документам, применялись до Сталинградской битвы (на Ленинградском Фронте вплоть до снятия блокады в начале 1944 г.). Внеся посильный вклад в разгром врага под Москвой. Т-26 в 1942 г. принял участие практически во всех боевых операциях, танк защищал Севастополь, участвовал в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически по всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70.
Легкий танк Т-46
Был создан в рамках программы по повышению подвижности лёгкого танка сопровождения пехоты Т-26 путём перевода его на колёсно-гусеничный ход. Разработка танка была начата в 1933 году конструкторским бюро завода № 174. Руководили проектированием О.М. Иванов и М.В. Симонов.
В войсках танки получили в целом положительные оценки, но отмечалась недостаточная надежность их силовой передачи. Кроме того, танки имели неприемлемо высокую стоимость, приближавшуюся к стоимости среднего танка Т-28. Это привело к тому, что в конце 1937 года было принято решение о прекращении дальнейших работ над Т-46 и снятии его с вооружения.
Несколько изготовленных танков Т-46 ограниченно применялись в ходе начального периода Великой Отечественной войны. В частности, известно о применении танков в качестве неподвижных огневых точек. Кроме того, имеются отрывочные сведения о применении Т-46 в Советско-финской («Зимней») войне 1939-1940 годов.
Ни один танк Т-46 в целом виде не сохранился. Однако в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В.Н. Дудина на Карельском перешейке у поселка Сосново Ленинградской области был найден корпус танка Т-46 без ходовой части. Танк использовался советскими войсками в качестве неподвижной огневой точки в укрепленном районе. Танк был передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
Средний танк Т-28
Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в августе 1933 г. и выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 г. Машины этого типа поступали на вооружение танковых бригад резерва Главного командования, предназначенных для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 (или ПС-3) и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов.
Несмотря на относительно большой вес, танк имел хорошую проходимость, обусловленную низким удельным давлением на грунт. Опорные катки малого диаметра закрывались экраном из бронелистов. Опыт использования танков в войне с Финляндией заставил усилить бронирование методом наложения дополнительных броневых листов на основную броню и перейти на выпуск машин с коническими башнями, обеспечивающими лучшую защиту от огня противника. База танка широко использовалась в опытных целях.
Так был выпущен:
- опытный образец с гидромеханической трансмиссией,
- с торсионной подвеской опорных катков,
- с колейным катковым тралом,
- мостовой танк
- и танк-электротральщик, обеспечивающий дистанционный подрыв мин с помощью электромагнитного излучения.
Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным - свыше 600) боевых машин этого типа.
Тяжелый танк КВ
КВ-1
Германское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох - она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях «Солдатский долг» маршалл К.К.Рокоссовский писал: "Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии." Эффективным средством, способным пробить KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй: «Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя... Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться. Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», - подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь» Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии: «КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь - безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась». По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии: "23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось." Под Ленинградом произошёл самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них - тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжёг 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были «заперты» в походной колонне и лишены маневра.
Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.
Окраина Сталинграда. После боя. КВ-1 расстрелял немецкую танковую колонну. Чуть впереди справа от танка свежая воронка. Видимо, осколком разорвавшегося снаряда или мины и был убит танкист, который выкидывал стреляные гильзы.
Кроме того, КВ-2 мог вести огонь только с места. Управление огнем осуществлялось с помощью телескопического танкового прицела Т-5 и панорамного танкового прицела ПТ-5. На всех машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-З. Для защиты от нападения с воздуха некоторые КВ-2 вооружались зенитным пулеметом, устанавливаемым на крыше башни. Производство было остановлено с началом Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около 330 КВ-2. Немцы впервые столкнулись с KB-2 23 июня во время боев в Литве. По воспоминаниям военнослужащих из 1-й танковой дивизии об этом записано так: «Наши роты открыли огонь с 700 м. Мы подходили все ближе. Скоро мы были уже в 50-100 м друг от друга. Но мы не могли добиться успеха. Советские танки продолжали наступать, и наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Танки выдерживали стрельбу прямой наводкой из 50-мм и 75-мм пушек. в KВ-2 попало более 70 снарядов, но не один не смог пробить его броню. Несколько танков были выведены из строя, когда нам удалось попасть в гусеницы, а затем расстрелять с небольшого расстояния из пушек. Затем их атаковали саперы с ранцевыми зарядами». Из воспоминаний офицера 8-го мехкорпуса Г. Пенежко: «Из-за леса показалось несколько КВ. Один из танков остановился на холме. Орудие в гигантской башне оказалось развернуто в нашу сторону. Раздался гром выстрела. Там, где секунду назад находился немецкий танк, теперь валялась искорёженная груда брони. Медленно башня развернулась направо. Танк занялся очередным фашистом. Выстрел, взрыв, башню немецкого танка сорвало с погона, а корпус разошёлся по швам».
Тяжелый танк КВ-3
По документации новый танк проходил как "Объект 223", но позднее всё же использовалось обозначение КВ-3.
Изготовление первого прототипа КВ-3 начали весной 1941 г. Для новой артсистемы, которая явно не вмещалась в башню от серийного КВ-1, пришлось разрабатывать новую, с уширенным погоном. Кроме того, форма башни приобрела коническую форму, что повышало её снарядоустойчивость. Из-за возросшей массы пришлось удлинить ходовую часть, добавив один опорный каток и четвертый поддерживающий ролик. При этом, такие важные агрегаты танка, как подвеска, трансмиссия, двигатель, а также системы смазки и охлаждения почти без изменений переходили от КВ-1. Для изрядно потяжелевшей машины такая "преемственность" вряд ли пошла бы на пользу, особенно учитывая проблемы с эксплуатацией КВ первых серий, но на ход проектирования и постройки этот фактор влиял косвенно.
Развязка истории с штурмовым танком КВ-3, оснащенным 106,7-мм орудием, наступила крайне неожиданно. Когда ходовая часть и шасси были уже почти готовы поступило распоряжение свернуть работы. В АБТУ посчитали, что пушка большой мощности ЗиС-6 для танка КВ не подходит, поскольку в достатке имеются 76,2-мм пушки различных типов. Данные разведки подтверждали, что вермахт не располагает танками, сопоставимыми с КВ, а значит достойных противников у "тройки" в обозримом будущем не предвиделось. Как ни доказывал разработчик ЗиС-6 В.Грабин, что тяжелый штурмовой танк должен иметь орудие большого калибра, руководство бронетанковых войск осталось при своём мнении. Предложенный несколько позднее вариант с 122-мм гаубицей, разработкой которого занималась группа инженеров под руководством Н.Курина, также оказался невостребованным. В качестве агрумента приврлилось наличие в войсках тяжёлого танка КВ-2, оснащенного 152,4-мм гаубицей М-10.
Таким образом, советский вариант "тигра" в 1941 году так и не появился. Чем обернулся этот шаг руководство БТВ узнало уже в следующем году, когда на фронте стали появляться немецкие танки с 75-мм и 88-мм длинноствольными орудиями.
В результате КВ-3 без башни остался на ЛКЗ в ожидании дальнейшей участи. Когда началась война поступило предложение установить на недостроенный танк башню от обычного КВ-1 с пушкой Ф-32. Перед войной на КВ-3, учтя опыт эксплуатации серийных тяжелых танков, планировали смонтировать новую КПП и двигатель, но сделать этого так и не успели. В результате получился интересный "гибридный" КВ с более толстой бронёй и стандартным вооружением. 16 октября 1941 года танк, проходивший в документах военной приёмки как КВ-220-2, отправили в распоряжение 124-й танковой бригады. А вот что случилось с ним дальше (из воспоминаний командира бригады Д.Осадчего): "Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался "За Родину". Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих "юнкерсов". Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал "Воздух!". Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций. В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно - железнодорожный мост, форсировать р.Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк "За Родину" моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р.Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком "За Родину" прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб".
Тяжелый танк КВ-1с
Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.
Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надёжность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1 С осталось прежним — 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1 С практически сравнялся с Т-34.
Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.
Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.
В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы , измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.
К осени 1944 г. все полки прорыва были расформированы. В своем первоначальном виде - тяжёлый боевой танк - применялись считанные единицы. По некоторым данным, несколько КВ-1 и КВ-1С участвовали в Берлинской операции в апреле-мае 1945 г. В последний период войны эти танки выполняли различные функции поддержки, например, использовались, как командирские в полках самоходных артиллерийских установок ИСУ-152, применение после демонтажа башни в качестве тягачей
После 1943 года базовая конструкция корпуса и шасси КВ использовались при создании советских тяжелых танков, которые стали одними из лучших во время Второй мировой войны.
В обзоре использованы материалы википедии и форумов по бронетехнике ВоВ.